Как правильно ухаживать за велосипедом?

04.09.2013
Как правильно ухаживать за велосипедом?

Как правильно ухаживать за велосипедом?


В веломагазине вы можете увидеть разнообразные предметы, предназначение которых понятно далеко не сразу. Какие-то тюбики, баллончики, щеточки, тряпочки и даже бензин.

Для чего всё это нужно? Велосипед – это техника, и за ее состоянием нужно следить. Правильный уход за велосипедом предотвращает преждевременный износ деталей и сводит к минимуму вероятность поломок.

В этой статье мы расскажем о том, как ухаживать за велосипедом. Все действия, которые будут здесь описаны, под силу любому человеку и не требуют специального инструмента и особых навыков. С помощью этих методов можно значительно продлить период безремонтной работы вашего «коня».


Мыть или не мыть – вот в чем вопрос

Если из поездки ваш велосипед вернулся забрызганный грязью или покрытый пылью, вы первым делом захотите его помыть. Если вы живете в квартире и собираетесь мыть велосипед в помещении, у вас есть два варианта: ведро с тряпочкой или душ.

Ведро воды и тряпочка – это самый неудобный вариант. Влажная тряпочка плохо счищает грязь, но зато отлично её размазывает. В итоге мытье велосипеда становится долгим и нудным процессом. Этот способ позволяет избавить от грязи те места, которые песка не очень-то и боятся: раму, ободья, крылья. А вот переключатели так просто тряпочкой не помыть: там полно труднодоступных мест. Вода, текущая с тряпки, может вместе с песком затечь, например, в каретку, что чревато появлением хруста, скрипа и необходимости разбирать этот сложный узел.

Некоторые для мытья велосипеда пользуются ванной. Душ с хорошим напором отлично сбивает грязь. Но такое нетрадиционное использование ванной может не понравиться вашей семье. Удалить с ванной накапавшую смазку будет очень проблематично, а смытый песок может вызвать засор трубы. Как видите, мыть велосипед в квартире – дело неблагодарное и во многом даже вредное.

Другое дело, если у вас есть доступ к шлангу с водой на улице. Так вы можете помыть велосипед, не опасаясь гнева домочадцев и забитой канализации. Главное – хороший напор, который будет быстро смывать грязь, а не заливать её в труднодоступные узлы.

Идеальный вариант – наличие у вас или у друга автомобильной мини-мойки (например, Керхер). Только не переборщите с давлением, а то вместо мытья велосипеда струя испортит вам навесное оборудование.


Просто и быстро: сухая чистка

Как ухаживать за велосипедом после дождя? Дайте ему высохнуть. Засохшая грязь отлично снимается жесткой (не металлической!) щеткой и сухой тряпочкой. Единственное неудобство при этом – немного пыли и падающий на пол песок.

Чистить можно специальной щеткой с различными видами и формами ворса, которые позволяют добираться до самых труднодоступных мест. Если специальной щетки под рукой нет, можно обойтись старой зубной щеткой – ей тоже многое под силу.

После обработки щеткой остатки грязи удаляются сухой или совсем немного смоченной тряпочкой (не должна оставлять капель). Если где-то есть пятна от смазки, их легко удалить, смочив тряпку растворителем.

Сухой тряпочкой или щеткой нужно удалить налипшую грязь с осей втулок и каретки. Главное – снять грязь, а не затолкать её в подшипники. Если на осях надеты пыльники, постарайтесь их не сдвигать. Движения щетки в таком случае должны быть вдоль оси к её центру.

Главная рекомендация в сухой чистке – соблюдайте порядок действий. Если вы сначала почистите цепь и звездочки, а после начнете очищать раму, много грязи снова осядет на только что очищенных деталях. Порядок должен быть примерно таким:

  1. Крылья и рама

  2. Вилка, спицы и ободья

  3. Переключатели

  4. Звездочки и цепь

  5. Оси втулок и педалей

Конечно, не надо устраивать чистку после каждой поездки по сухому асфальту, да и уход за велосипедом после дождя необходим далеко не в каждом случае. Следите не за дождем, а за тем, чтобы у вас были чистыми переключатели, оси, звездочки и цепь. Удалять грязь с рамы и крыльев – не обязательно. Тем более, что горный велосипед, «декорированный» грязью, неплохо смотрится и говорит о том, что хозяин использует его по назначению.


Цепь должна быть чистой

В наших статьях мы не раз говорили, как важен уход за цепью и звездочками. Коротко повторимся: цепь изнашивается быстрее всего прочего. А грязная цепь не только быстро изнашивается, но и может иметь заклинивающиеся звенья, которые затрудняют езду и переключение передач.

Изношенная (растянутая) цепь из-за изменившегося расстояния между звеньями начинает «съедать» звездочки. Как результат – цепь начнет проскакивать на менее изношенных передачах, затруднится переключение. Если вовремя не заменить цепь, то потом вам придется менять не только её, но и как минимум одну переднюю и полностью задний блок звездочек, а это – немалые расходы. Именно поэтому важно знать, как правильно ухаживать за цепью велосипеда.

Трансмиссия требует целого комплекса обслуживания:

В первую очередь нужно очистить звездочки, чтобы грязь с них потом не попала на чистую цепь. Для этого берем специальную либо зубную щетку, прикладываем ее к звездочке по очереди с каждой стороны и крутим педали назад. Повторяем по очереди от большой звездочки к маленькой (если очистите первой маленькую звезду, на нее попадет песок с большой).

Чистка цепи нужна в случае загрязнения либо перед смазкой. Пыль можно убрать тряпочкой и щеткой, а сильное загрязнение вы почувствуете сами – цепь начнет хрустеть и поскрипывать. В таком случае нужна тщательная очистка и смазка. Мы в любом случае рекомендуем перед тем, как ухаживать за велоцепью, почистить её щеткой.

Первый способ. Цепь снимается, кладется в ванночку с растворителем и вымывается. Кто-то моет цепь мыльной водой или средством для мытья посуды, однако это может вызвать появление ржавчины, если соединения плохо просохнут. Этот способ довольно сложный: он требует снятия цепи, а это не всегда можно сделать без инструмента (выжимки). Кроме того, такая чистка требует большого расхода растворителя.

Второй способ. Покупается специальная машинка для чистки цепей, в которой установлено несколько щеточек. Она заполняется растворителем и надевается на цепь (цепь остается на велосипеде), которая прокручивается через устройство. Машинка стоит около 8-15$, но служит недолго: щетки на роликах быстро изнашиваются, и качество очистки снижается.

Третий способ самый простой, но дает не самую лучшую очистку. После обработки щеткой цепь очищается мягкой тряпочкой, обильно смоченной в растворителе. Удобно использовать и аэрозольный растворитель – распылитель нужно направлять прямо на цепь, а большое давление улучшает очистку. Можно чередовать распыление растворителя и «прогон» цепи через зубную щетку: она прижимается к внешней стороне цепи и педали вращаются назад. То же самое – с внутренней стороны. За несколько повторений можно добиться приемлемой чистоты.

Первые два способа требуют жидких растворителей, которые можно налить в ёмкость в достаточном количестве. Для этих целей подходят растворители типа «Нефрас» (Уайт спирит, бензин Галоша и т. д). С осторожностью нужно пользоваться ацетоном и автомобильным бензином (они могут разъесть пластик, из которого сделана машинка для очистки цепи). Автомобильный бензин содержит присадки, которые вашей цепи не нужны. Для третьего способа годятся как жидкие, так и аэрозольные растворители. Аэрозоль удобен тем, что распыляется под давлением и продается с удобными насадками.

ВНИМАНИЕ! Перед тем, как ухаживать за велосипедной цепью при помощи растворителей и аэрозольной смазке, убедитесь, что помещение хорошо проветривается. Лучше всего – работайте на улице или на балконе с открытыми окнами.


Смазать цепь, но не смазать звёздочки

Для этого дела нам понадобится смазка, которая бывает:

Аэрозольная смазка удобна в применении. Это смазка, разведенная в растворителе, из-за чего она становится жидкой и попадает внутрь звеньев цепи, после чего растворитель испаряется, а смазка остается.

Двухкомпонентная смазка сделана по похожему принципу. Смазка здесь также разведена в растворителе, только вещество находится не под давлением. Жидкость наносится на ролики цепи, растворитель испаряется, смазка остаётся.

Жидкая смазка – это общепризнанно лучший вариант. Её консистенция – как у любого масла. До внутренних частей цепи жидкая смазка добирается хуже, чем аэрозольная или двухкомпонентная, но возможно закапать её при помощи шприца.

Густая смазка – неподходящий вариант, так как её очень сложно «загнать» внутрь соединений цепи. Способ варки цепи в густой смазке мы, пожалуй, рассматривать не будем из-за его сложности.

Сам процесс не особенно отличается в зависимости от типа смазки. Главное – помнить, что нужно смазывать так, чтобы масло попало на ось каждого звена.

Как смазывать цепь аэрозолем: прокручивая педали назад, распыляйте смазку на каждые 1-2 звена с близкого расстояния. Если цепь разъемная, то хорошим ориентиром будет разъемное звено (его легко заметить) – запомните его, и не ошибетесь, когда пройдете всю цепь. Чтобы излишки не попадали на велосипед, распылять лучше всего в середине нижней линии цепи.

Говоря об аэрозолях, нужно снова повторить слова из другой статьи. Если вы выбрали аэрозольную смазку, то покупайте именно смазку для велосипедных цепей, а не WD-40. Это средство используется как растворитель, а также для снятия «прикипевших» болтов и соединений, оно не предназначено для таких дел, как уход за новым велосипедом. WD-40 содержит смазку, но она предназначается больше для хранения и защиты детали от коррозии, а не для активных соединений.

Двухкомпонентную и жидкую смазку можно заправлять шприцем прямо в щель между роликом и звеном. Смазка попадет куда надо, а цепь останется чистой. Двухкомпонентной смазки нужно капать больше, так как большая часть жидкости – это растворитель. Жидкой смазки потребуется совсем немного, но давить шприц придется сильно. Если со шприцем справиться не выходит – можно аккуратно капать смазку на каждое звено.

После того, как смазка нанесена, покрутите педали назад, чтобы она «разошлась» по звеньям. Потом насухо протрите цепь, прокрутите ее через зубную щетку и еще раз протрите. Масло должно быть в цепи, а не на цепи, чтобы не собирать грязь. Для верности можно «прогнать» цепь по всем передачам, и снова очистить тряпочкой. После этого нужно насухо протереть все звездочки.

Всё, смазка завершена. После аэрозоля или двухкомпонентной смазки нужно подождать некоторое время, чтобы растворитель полностью испарился.


Семь раз отмерь

Контроль износа цепи – залог долгой службы звездочек. На глаз износ заметить можно, только если сравнить новую и старую цепи. Да и по километрам пробега контролировать износ не стоит – на асфальте и бездорожье цепь изнашивается по-разному. Придется брать в руки линейку, рулетку или штангенциркуль.

Есть разные способы измерения износа, но мы возьмем самый распространенный – замер расстояния между 1-й и 25-й осями цепи. Цепь должна быть натянута без провисаний (желательно, чтобы вам кто-нибудь помогал), а линейка должна быть приложена равномерно.

Новая цепь имеет расстояние между этими осями 304.8мм.

Износ в пределах нормы – это расстояние 304.8-306.5мм.

Самое время менять цепь – это 306.5-307.5мм.

Расстояние 307.5мм и выше – это уже износ звездочек. При замене цепи с расстоянием 307-308мм новая цепь еще может «притереться» к звездочкам. Если износ больше, готовьте кошелек – вас ждет замена всей трансмиссии.

Продлить жизнь цепи поможет правильное использование передач. Во время езды нужно избегать больших перекосов цепи. Это сочетания передач вроде – 1-я передняя и 8-я задняя, 3-я передняя и 1-я задняя.


На этом мы заканчиваем статью. Содержите свой велосипед в порядке, и он отплатит вам не только надежной работой, но и хорошими эмоциями, ведь скрип, хруст и нечеткое функционирование механизмов так или иначе будут портить вам настроение.


К списку статей и обзоров