Найти и устранить: наиболее частые неисправности велосипеда

30.01.2014
Найти и устранить: наиболее частые неисправности велосипеда

К большому сожалению тысяч велосипедистов, как бы тщательно они не ухаживали за своим велосипедом, некоторые поломки рано или поздно случаются с любым двухколесным «конем». Но большинство этих неисправностей можно устранить своими силами.

Как вы уже догадались, в этой статье мы разберем самые частые поломки велосипеда. Кроме того, решения некоторых проблем, таких как полная настройка тормозов или переключателей, подробно описаны в отдельных статьях. Поэтому в некоторых случаях мы будем только указывать причину неисправности велосипеда и давать ссылку на подробную статью.

А начнем мы с важного действия, которое рекомендуется выполнять перед каждой поездкой. Это беглый осмотр велосипеда на предмет неисправностей.

Пара минут, которая может сберечь несколько часов

Осмотр техники перед рейсом в мире «большого» транспорта – обязательная мера. Согласитесь, вам бы не понравилось, если бы ваш поезд застрял где-то в глухих лесах потому, что состав не был проверен перед отправлением в дальний путь. С велосипедом, конечно, всё не так критично – вы вряд ли застрянете дальше, чем 30-40км от цивилизации, но и в этом мало приятного.

Осмотр перед дорогой занимает всего пару минут. Вот возможные неисправности велосипеда, в отсутствии которых нужно убеждаться перед каждым выездом:

Крепление колес. Не разболталась ли гайка или не отстегнули ли случайно эксцентрик (зажим)? Особенно это важно для переднего колеса: конструкция вилки не даст ему выпасть из пазов во время езды, но если вам нужно будет подпрыгнуть на бордюр, колесо может остаться на земле. Это может закончиться падением и травмой.

Крепление руля. Та же самая ситуация, что и с передним колесом. Если руль по какой-то причине держится слабо, есть риск, что от усилия он окажется отдельно в ваших руках, а велосипед – сам по себе.

Люфт втулок, шатунов, каретки и педалей. Пошатайте рукой каждое соединение. Шатается – плохо, не шатается – хорошо. От того, что колеса или педали болтаются на своих осях, травмы не случаются, но помните, что разболтавшееся соединение очень быстро окончательно портится.

Работа тормозов. Снова всё предельно просто – прокрутите по очереди оба колеса и проверьте работу тормозов. Тормозит – отлично! Тормозит, но трет – читайте в следующей главе, как от этого избавиться. Не тормозит – лучше отремонтируйте, либо добирайтесь до нужного места другим видом транспорта.

Нужно проверить также и давление в шинах. Это просто – сожмите шину рукой. Она не должна быть твердой как камень, но и не должна легко сжиматься. Если собираетесь ехать по асфальту, колеса лучше накачать сильнее. Добейтесь результата, при котором шина будет немного прогибаться под вашим весом.

Проверять переключение передач в домашних условиях неудобно, это можно сделать уже в пути. Сели на велосипед – первым делом переключитесь на каждую передачу. Если что-то барахлит, вы будете заранее знать, с какой звездочкой могут возникнуть трудности.

Вот и все – поверьте, на чтение этой главы вы потратили больше времени, чем может потребовать сама проверка велосипеда. Ремонтировать велосипед в дороге можно, но трудно. Поэтому лучше вовремя заметить неисправность велосипеда и остаться дома, чтобы её устранить.  

Колеса и тормоза

Самая частая проблема с колесами – это прокол камеры. Исправляется он легко, но требует некоторого времени. Достаточно иметь под рукой велоаптечку (клей и заплатки), и очень желательно – запасную камеру.

Для начала нужно снять колесо. Если оно крепится на гайках, тогда понадобится ключ. Но на большинстве горных велосипедов крепления сделаны в виде эксцентриков – с ними снимать и ставить колеса очень легко. Самый ответственный момент при ремонте прокола – разбортирование покрышки. Для этого лучше всего иметь специальные лопаточки. Если приходится работать отверткой или чем-то подобным, можно повредить обод или пробить камеру.

Если есть запасная камера – ставим её. Проколотую камеру лучше заклеивать дома – нужно её накачать и опустить в воду – так вы найдете место прокола. Если воды нет, нужно искать на слух. Определив приблизительно место прокола, в полевых условиях можно намочить его слюной – по пузырькам место определится точнее. Резина на месте прокола зачищается наждачкой, обезжиривается керосином, и на нее наносится тонкий слой клея (пусть немного подсохнет). Потом клей наносится на заплатку, которую нужно плотно прижать к камере и оставить на необходимое время (оно должно быть указано в инструкции к клею).

Дорогой вариант – это жидкость-антипрокол. Бывает превентивная и ремонтная. Превентивная жидкость заливается в целую камеру, а ремонтная используется для «лечения» проколов.

Если вас «преследуют» регулярные проколы, стоит изучить внутреннюю поверхность обода. Часто причиной становятся выпирающие спицы или поврежденный металл.

«Восьмерки» и люфт

«Восьмерка» может возникнуть из-за сломанных или ослабленных спиц – жесткость колеса значительно уменьшается. «Восьмерку» легко получить и более грубыми способами – сильным ударом о препятствие или прыжком с большой высоты. Особенно легко испортить колесо у городских и шоссейных велосипедов. Горные модели обычно имеют усиленные ободья и менее чувствительны к ударам (но запрыгивать на бордюры всё-таки лучше научиться).

Чтобы заменить спицы или выровнять «восьмерку», нужен спицевой ключ. Но не спешите бежать в магазин: правка спиц, исправление «восьмерки» и тем более полная переспицовка требуют многочасового опыта. Первое знакомство со спицевым ключом может затянуться на большой срок. Поэтому ремонт, касающийся спиц и «восьмерок», лучше сразу поручать мастеру.

За «восьмерку» на первый взгляд можно принять и разболтавшуюся втулку. Избавиться от люфта поможет регулировка. С передним колесом сложностей нет – оно снимается, гайки или эксцентрик откручиваются, снимаются пыльники (если они есть), и перед вами конусы и контргайки. При помощи двух ключей регулируем втулку – одним удерживаем контргайку, другим подтягиваем конус (не зажимаем!). Нужно добиться такого результата, при котором ось сможет легко вращаться, но не будет шататься или двигаться из стороны в сторону.

Если замечены неисправности задней втулки велосипеда, то справиться с ними будет сложнее – для доступа к конусу с правой стороны может понадобиться снятие блока звездочек. Это требует специальных инструментов – съемника или хлыста. Можно попробовать отрегулировать колесо, поджав только один конус. Из этой ситуации есть два выхода – одолжить или купить инструмент, либо нести колесо в мастерскую.

Тормоза

Самая распространенная проблема с тормозами – трение колодок о диск или обод, когда тормозная ручка не нажата. Причиной бывает проблема из предыдущего пункта – деформированный обод. Перед починкой тормозов убедитесь, что в трении виноваты именно они, а не колесо.

Переверните велосипед вверх колесами, встаньте так, чтобы смотреть вдоль колеса, и крутаните его. Заметить «восьмерку» таким образом можно в большинстве случаев. Если сильно раскрутить колесо, можно увидеть еще один признак деформации – инерция разбалансированного обода на частых оборотах начнет раскачивать велосипед.

Нашли «восьмерку» или люфт? Тогда возвращайтесь в предыдущий пункт, а мы будем исправлять тормоза.

В тормозах типа V-brake трение тормозных колодок устраняется при помощи подстроечных винтов, расположенных на тормозных рычагах (рычаги – то, на чем крепятся колодки). Винтами регулируется напряжение пружины тормозного рычага. Регулируя пружины, добейтесь результата, при котором обе тормозные колодки будут находиться на одинаковом расстоянии от обода.

Сами колодки должны быть чистыми с рабочей стороны. Нужно следить и за их расположением на рычаге – они должны быть параллельны ободу и полностью к нему прижиматься во время торможения (не заходить на покрышку или на спицы). Прижмите каждый рычаг к ободу, и при необходимости отрегулируйте положение колодок.

Трение колодок в дисковых тормозах в основном возникает из-за грязи и само проходит. Если колодки чистые, но трут, нужно их отрегулировать при помощи винтов, расположенных на калипере. Возможен перекос самого калипера, в таком случае нужно ослабить его крепление, отрегулировать положение (колодки должны быть равномерно удалены от диска), и снова зажать.

Самый неудачный случай – это деформация тормозного диска. Можно его аккуратно выровнять, но это поможет ненадолго – один раз деформированный диск быстро испортится снова.

ВНИМАНИЕ! Дисковые тормоза (особенно гидравлические) – это надежный, но деликатный в обслуживании механизм, и его легко испортить. Если вы не уверены в том, что не повредите тормоза, лучше посетите со своей проблемой мастерскую.

Подробнее о типах тормозов, их настройке советах по торможению вы можете узнать в этой статье (Велосипедные тормоза: виды, настройка, советы). А мы обратим внимание на другие неисправности в велосипеде.

Болезни цепного привода

Чаще всего велосипедисты жалуются на спадающую и проскакивающую цепь, её «нежелание» работать на некоторых передачах.

Возможная причина – износ цепи. Подробно с уходом за цепью вы можете познакомиться в этой статье (Как правильно ухаживать за велосипедом?), а здесь скажем коротко: скорее всего, ваша цепь износилась. Если износ дошел до той степени, когда начинаются проблемы с работой звездочек, то придется менять и цепь, и звездочки.

Другая причина плохой работы с передачами и проскакивания цепи – переключатели. Для четкого переключения передач без лязга и «пустых» прокручиваний нужно правильно настроить переключатели. Как это сделать – читайте здесь (Переключатели скоростей велосипеда: рекомендации по настройке и использованию).

Но в первую очередь проверьте чистоту переключателей – может быть, где-нибудь застрял камушек или комок грязи, который и мешает нормальной работе.

Случается, что регулировка переднего переключателя не помогает. Наш опыт показывает, что в новом велосипеде сам переключатель может быть установлен неправильно (например, закреплен намного ниже, чем нужно). Не лишним будет свериться с инструкцией к вашему переключателю.

Петух

Речь не о птице. Петух – это что-то вроде «прокладки» между рамой и задним переключателем. На раму крепится петух, а на него – переключатель.

Петух нужен для того, чтобы гнуться и ломаться. Поэтому жалобы на эту деталь встречаются очень часто. Но петух ломается для того, чтобы не сломался переключатель или рама. Это специально созданное дешевое слабое звено между двумя дорогими деталями.

Сломанные и погнутые петухи – это мелкие, но неприятные неисправности горного велосипеда, потому что найти подходящую замену для своей рамы бывает очень сложно. Впрочем, любой мастер с доступом к фрезеровочному станку может выточить вам новый. Главное – сохраните деталь, даже если она сломана.

Если петух погнулся, его можно выровнять. Для этого нужно снять переключатель и найти подходящий по резьбе болт. На болт накручивается гайка (далеко, чтобы осталось много места) и кладется шайба, потом болт вкручивается в петух, кладется еще одна шайба и закручивается еще одна гайка. Все это нужно, чтобы не повредить резьбу. Пользуясь болтом как рычагом (для большей эффективности на болт можно надеть трубку), нужно выровнять петух так, чтобы он был параллелен раме. Всё это нужно делать с аккуратностью – петух может окончательно сломаться.

В крайнем случае, на помощь вновь может прийти мастерская – там петух могут поровнять с большей надежностью.

Противный скрип и подозрительный хруст

Эти две неприятности могут вызвать у велосипедиста настоящую паранойю. Он бросается проверять колеса – а они не хрустят и не скрипят. Слушает каретку – снова ничего. Слушает педали – тишина. Садится на велосипед и начинает ехать – снова этот скрип!

Обычно хрустит и скрипит грязная цепь. Её нужно почистить и смазать. Если с цепью всё в порядке, то наиболее вероятно, что поскрипывание вовремя езды раздается из роликов заднего переключателя. Решение проблемы – прочистить ролики щеткой, капнуть между роликом и неподвижной частью немного смазки, некоторое время покрутить педали и удалить лишнюю смазку.

 

Конечно, поломки могут произойти и во множестве других узлов, однако мы разобрали самые основные неисправности велосипеда. Надеемся, что наши советы сделают вашу езду на велосипеде более приятной и безопасной. Спасибо за внимание!


К списку статей и обзоров