Переключатели скоростей велосипеда: рекомендации по настройке и использованию.

15.01.2014
Переключатели скоростей велосипеда: рекомендации по настройке и использованию.

Спортивный внешний вид, стремительность в каждом изгибе прочной рамы, надежные колеса, готовые к любым прыжкам и серьезным испытаниям – именно так выглядит велосипед, который хочется купить. Все эти детали важны, но есть одна главная вещь, без которой современный велосипед просто невозможно представить – это переключатель передач.

Переключатель скоростей на велосипедеэто предмет, который мы обязательно хотим видеть на своем двухколесном «коне». И этот же предмет мы иногда начинаем ненавидеть. Почему? Вот пара простых примеров.

Представьте: вы мчитесь на велосипеде по лесной дороге, бодрящий ветерок дует в лицо. И тут впереди – вязкая грязь. Разгон, вы переключаетесь на первую скорость, но что-то идет не так, педали заклинивает, колеса вязнут и… вы стоите по щиколотку в грязи.

Что произошло? Цепь свалилась с крайней звездочки и застряла между рамой и кассетой. Вас подвел переключатель, и поэтому вы оказались в неприятной ситуации. Но история еще не закончилась:

Перед вами – крутая горка. Снова берете разгон, привстаете с седла, переносите вес вперед, чтобы не опрокинуться. Переключаете подходящую передачу и… педали крутятся вхолостую. Разгон потерян, инерция угасла, и снова приходится слезать с велосипеда.

Переключатель снова вас подвел, но теперь он просто не дотянул цепь до нужной звездочки.

Признавать это неприятно, но вина в плохой работе переключателя целиком лежит на велосипедисте. Завидуете, когда у встречного велосипедиста передачи переключаются быстро и четко, а у вас – хрустят, проскакивают и заедают? Тогда читайте дальше – мы поможем вам «подружиться» с переключателями, научиться настраивать их и держать в порядке.

Зачем нужны переключатели?

Переключатель передач на велосипеде переводит цепь на различные звездочки в зависимости от натяжения троса. Трос по специальным «рубашкам» проведен к манеткам – управляющим рычагам на руле.

Зачем это нужно? Затем, чтобы вы могли очень быстро ехать по ровной дороге, преодолевать грязь и песок, легко заезжать на крутые склоны. И никакого волшебства – все дело в передаточном числе. Обойдемся без формул и уравнений и объясним все на примере самого велосипеда:

Вы делаете один оборот педалей, а заднее колесо прокручивается от этого два раза. Вы переключаете заднюю передачу на меньшую звездочку – соотношение зубцов между задней и передней звездами меняется, и заднее колесо проворачивается уже три раза за один оборот педалей.

Количество оборотов задней звездочки за один оборот переднейэто и есть передаточное число. Именно для его изменения нужны переключатели и различные по размерам звездочки. Чем больше оборотов колесо делает за один оборот педалей, тем быстрее может разгоняться велосипед, но тем тяжелее его сдвинуть с места. Чем меньше оборотов делает колесо, тем медленнее вы будете ехать, но тем легче вам будет преодолевать горки, грязь, песок и мягкую траву.  

Как работает переключатель?

Существуют разные виды переключателей скоростей на велосипеде: внутренние, внешние и комбинированные. Самые распространенные – это внешние переключатели, о них и расскажем. Их на большинстве велосипедов установлено два: передний и задний. Задний переключатель скоростей на велосипеде крепится к раме рядом с осью заднего колеса и состоит из блока пружин, крепления троса, рамки (лапки), двух роликов и различных мелких деталей.

Если говорить без лишних тонкостей, задний переключатель работает так:

· При переключении на более крупную звездочку трос натягивается, а рамка переключателя смещается ближе к колесу. Цепь снимается со звездочки и подхватывается на необходимой передаче.

· При переходе на меньшую звездочку трос ослабляется, и пружины смещают рамку дальше от колеса.

· Одновременно с этим постоянно работает система натяжения цепи, которая оттягивает рамку переключателя назад. Это не дает цепи провисать.

Передний переключатель крепится на подседельной трубе рамы велосипеда над передними звездочками. В нем нет роликов, а цепь свободно проходит через рамку. В остальном передний переключатель работает по тому же принципу, что и задний:

· Трос натягивается – цепь переходит на крупную звезду.

· Трос ослабляется – пружина тянет рамку на меньшую передачу.

Из-за того, что звездочки спереди и сзади расположены в противоположном порядке, часто возникает путаница с правильным контролем передач. Не сразу удается уяснить, почему первая передача спереди – это самая маленькая звезда, а первая передача сзади – самая большая.

Не думайте о размерах звезд. Чем выше номер передачи, тем быстрее и тяжелее ехать. Чем номер ниже – тем медленнее и легче вы будете двигаться.

Настройка переключателей

Настройка переключателя скоростей на велосипеде помогает устранить почти любую неисправность, которая только может возникнуть. Конечно, это не поможет, если какая-то деталь сломана, но в остальном – настройка всему голова.

Перед началом нужно почистить переключатели и еще раз проверить их работу. Возможно, проблемы появились именно из-за грязи. В любом случае настраивать нужно чистые переключатели.

Настройка переключателейэто несложная, но зачастую кропотливая работа. Она требует частой прокрутки педалей и переключения передач. В домашних условиях для этого приходится одной рукой приподнимать велосипед, другой – крутить педали и переключать передачи.

Эту задачу облегчает наличие ремонтной стойки, которая держит заднее колесо (или весь велосипед) в воздухе. Если стойки нет, можно справиться подручными средствами:

· Если есть перекладина (турник), привяжите к ней раму так, чтобы заднее колесо не касалось пола. Переднее колесо чем-нибудь зажмите, чтобы велосипед не опрокинулся. Подойдут две табуретки.

· С теми же табуретками можно поступить по-другому: просуньте в раму велосипеда палку (швабру) и подставьте под нее по табуретке с обеих сторон. Если высоты табуреток недостаточно, можно подложить книги.

Может быть, эти подручные методы и кажутся нелепыми, но за неимением гаража и ремонтных стоек и такие способы пригодятся. Можно и перевернуть велосипед вверх колесами, но регулировка переключателя скоростей на велосипеде в таком положении будет очень неточной.

Настройка заднего переключателя

Приступим к настройке по порядку:

1. Переключите цепь на самую маленькую звездочку спереди, и самую большую – сзади.

2. Найдите гайку-барашек, через которую пропущен трос переключателя. Она может быть либо на переключателе, либо на манетке, либо и там, и там. Полностью закрутите эти гайки.

3. Найдите на переключателе зажим, который фиксирует трос. Ослабьте гайку и выньте из зажима трос.

4. Встаньте сзади велосипеда. На переключателе найдите регулировочный винт с подписью «H». Он устанавливает предел сдвига рамки на маленьких звездочках. Поворачивайте винт, пока зубцы верхнего ролика переключателя не поравняются с зубцами самой маленькой звездочки. 

5. Вставьте трос обратно в зажим, рукой (никаких плоскогубцев!) натяните его и закрутите винт зажима.

6. Отыщите рядом с винтом «H»винт с буквой «L». Он выполняет ту же функцию, только для больших звездочек. Полностью ослабьте его. Крутите рукой педали и медленно переключайте передачу на самую большую звездочку.

7. Снова встаньте сзади велосипеда и теперь отрегулируйте винт «L» так, чтобы зубцы роликов поравнялись с зубцами самой большой звездочки.

8. Проверьте настройкупрокручивайте педали и поочередно переключайтесь на каждую передачу. После – прокатитесь на велосипеде. Если переключение еще «барахлит», слегка выкручивайте гайку-барашек на переключателе или манетке – она натянет трос до оптимального состояния.

Настройка переднего переключателя

Снова выполняем по порядку:

1. Переключите передачи на самую большую звездочку сзади и на самую маленькую – спереди.

2. Ослабьте зажим троса, закрутите до упора гайку-барашек на манетке.

3. На переднем переключателе регулируйте винт «L» так, чтобы внутренняя сторона рамки была как можно ближе к цепи, но не задевала за нее при вращении педалей.

4. Натяните трос и затяните винт зажима.

5. Переключите цепь на самую маленькую заднюю звездочку и на самую большую переднюю.

6. Поворачивайте винт «H» так, чтобы внешняя сторона рамки была как можно ближе к цепи, но не задевала за нее при вращении педалей.

Если ничего не помогло

Если перенастройка не помогает, проверьте, не повреждены ли детали. Возможно, вам нужен ремонт переключателя скоростей на велосипеде.

 Портить переключение передач сзади может поврежденный петух. Это переходная деталь между задним переключателем и рамой. Его функция – ломаться вместо переключателя. Если прикрепить переключатель к раме без петуха, то при неудачном падении переключатель сломается. Это – немалые расходы, поэтому конструкторы специально ввели «слабое звено» – петух.

Главная неприятность – петухи бывают разные, и новую деталь вместо сломанного петуха можно и не найти. Но и в таком случае не стоит огорчаться – петух можно поровнять (ссылка на статью «Частые неисправности»), либо заказать копию у мастера-фрезера.

Передний переключатель скоростей на велосипеде может быть неправильно установлен – например, слишком высоко или с перекосом. Установка переключателя скоростей на велосипеде спереди выполняется по-разному, поэтому лучше всего найдите полное название вашей модели и скачайте инструкцию с сайта производителя.

На качество переключения влияет и состояние цепи. Грязная и ржавая цепь теряет гибкость и плохо «ходит» по звездочкам. Растянутая цепь и изношенные звездочки – главная причина проскакивания цепи.

Надежность настройки

Переключатель – это деталь велосипеда, качество работы которой наиболее заметно отличается в зависимости от уровня оборудования.

Переключатели начального уровня будут требовать частой перенастройки.

Переключателям среднего уровня обычно достаточно одной настройки в сезон, разве что иногда придется подтянуть гайкой тросик на руле. Но в дождливую погоду в полевых условиях работа таких переключателей становится довольно ненадежной.

Оборудование профессионального уровня – это максимальная надежность, лучшее качество работы, но в этом случае цена на переключатель скоростей для велосипеда становится очень «кусачей».

Немалое значение имеют и манетки, которыми управляется переключатель скоростей на руле велосипеда. Желательно, чтобы они были из того же модельного ряда, что и переключатель, иначе могут возникнуть проблемы с переключением. Попытка совместить переключатель от Shimano и манетку от SRAM такие проблемы гарантирует.

Конечно же, эти примеры имеют смысл только при одинаковом уходе за оборудованием: ухоженный переключатель начального уровня будет работать лучше, чем залепленное грязью профессиональное оборудование. Неухоженные и «убитые» детали может вылечить только замена переключателя скоростей на велосипеде.

Несколько советов по переключению

От правильного переключения передач зависит очень многое:

· Здоровье ваших коленей;

· эффективность расхода энергии;

· прохождение сложных участков;

· срок службы деталей;

· а главное – удовольствие от езды на велосипеде.

Одно из главных преимуществ грамотного переключения передач – это сохранение равномерного темпа вращения педалей. Передачи нужно подбирать так, чтобы ваши ноги не давили педали со всей силы, но и не крутили их вхолостую. Вращение вхолостую не помогает движению, а постоянное использование повышенных передач дает чрезмерную и вредную нагрузку на коленные суставы.

Частая ошибка – пренебрежение передними передачами. Самая используемая передняя передача – вторая, но многие вообще никогда не переключаются на другие скорости. Однако переключение одной передней передачи равно смене двух-трех передач сзади. Этим нужно пользоваться при резких переменах скорости – вы можете быстро разогнаться или моментально подготовиться к подъему на горку.

Правило простое: сначала выбираем переднюю передачу, а потом подбираем подходящую заднюю скорость:

· Самая маленькая звездочкадля крутых подъемов. Сочетайте ее с 1-3-ей задними передачами.

· Средняя звездочкапересеченная местность, городские поездки с перепадами рельефа (езда по тротуарам с бордюрами и т. д.). Практика показывает, что на средней звездочке можно смело использовать 3-7-ю задние передачи.

· Самая большая звезда – для гладких дорог без препятствий и спусков. Сочетается с 5-9-ой (в зависимости от количества звездочек сзади) задними скоростями. Не увлекайтесь этими передачами на спусках в лесу или поле – там лучше спускаться осторожно.

Не заучивайте номера передач – с опытом вы начнете интуитивно подбирать скорости, вообще не глядя на цифры на манетках.

Следите за дорогойпереключайтесь немного раньше, чем изменится рельеф. На спуске еще можно расслабиться, но позднее переключение на подъеме – это потеря темпа. Кроме того, на подъеме чаще всего приходится переключаться под нагрузкой, а это может повредить звездочки, цепь и переключатель.

Переключатель – это не просто деталь велосипеда. Сегодня велосипед без передач – это не велосипед. Мы рассказали о простых тонкостях работы, настройки и использования переключателей. Надеемся, что с этими знаниями вы откроете для себя новые возможности езды на велосипеде!


К списку статей и обзоров