Shimano против SRAM, или как выбрать «обвес»

18.09.2013
Shimano против SRAM, или как выбрать «обвес»

Shimano против SRAM, или как выбрать «обвес»


Противостояние этих двух брендов уже стало легендой среди велолюбителей, а споры, какая же компания лучше, в определенных кругах могут доходить едва ли не до драки. Чтобы зря не ссориться, завсегдатаи велофорумов стараются вообще не затрагивать эту тему. Но масла в огонь подливают велосипедисты-новички, которые снова и снова спрашивают: что же выбрать, Shimano или SRAM?

Одного этого вопроса оказывается достаточно для начала очередного «сражения». Если собрать все, что спорщики успели написать и высказать на эту тему, то наберется, пожалуй, целая библиотека.

И поэтому мы не будем в сотый раз повторять плюсы и минусы этих производителей. Не будем вновь пересказывать аргументы «враждующих» сторон. И, в конце концов, мы не будем делать за вас выбор в пользу Shimano или SRAM.

Вместо этого мы пойдем другим путем: попробуем посмотреть на проблему глазами того самого новичка, который просто-напросто не может решить, с каким «обвесом» ему выбрать велосипед. Мы поможем вам сделать самостоятельный выбор именно того, что вам нужно, а не того, что вам навязывают под предлогом "это круто, а это - не круто". Давайте приступим?


Ликвидируем велосипедную безграмотность

Вспомните, как вы выбирали свой первый горный велосипед? Рискнем догадаться: выбор новичка чаще всего основан на цвете рамы и её форме, а не на изучении «обвеса» велосипеда. А теперь вспомните, что первым начало «капризничать» в вашем велосипеде. Скорее всего, барахлить начал задний переключатель? А может быть тормоза? Определенно ясно только одно: рама вас никак не беспокоила, а вот с «обвесом» пришлось повозиться.

«Обвес», или навесное оборудование – это не менее важная часть велосипеда, чем лёгкая и надёжная рама. Грубо говоря, «обвес» – это почти что все остальные части велосипеда, за исключением самой рамы. Но для упрощения отнесем к навесному оборудованию следующие детали:

Нельзя сказать, что «обвес» важнее рамы, но именно от него зависит то, как будет вести себя велосипед. Как легко им будет управлять, как он будет ехать, будет ли он часто ломаться или будет работать надежно и качественно. Причем надежность и качество работы навесного оборудования – это не всегда одно и то же.

В чем разница между надежностью и качеством работы, можно понять на простейшем примере. Допустим, на вашем велосипеде установлены тормоза от неизвестного производителя. Они уже который месяц выполняют свою функцию: срабатывают, когда вы нажимаете ручку тормоза. Это – надежность. Но в то же время эти дешевые тормоза постоянно требуют внимания: то колодки перекосились, или пружины ослабли, и тормозные рычаги не до конца разжимаются. Это – качество, и в данном случае оно низкое.

Получается, что с одной стороны ваши тормоза выполняют свою главную функцию – приемлемо замедляют и останавливают велосипед. Но с другой стороны качество их работы низкое, и они могут мешать движению даже в то время, когда в них нет нужды.

Именно приемлемое для вас соотношение надежности, качества работы и цены «обвеса» должно в первую очередь влиять на ваш выбор. При этом определить уровень качества достаточно просто: если у «обвеса» правильная фирма-производитель, то она сама подскажет, деталь какого класса лежит перед вами. Но обо всём по порядку.


Первоначальный выбор: и Shimano, и SRAM

Если вы совсем не разбираетесь в навесном оборудовании, то при покупке велосипеда в первую очередь обращайте внимание на сами бренды производителей «обвеса». Искать нужно два известных названия: Shimano и SRAM.

Дело в том, что компании Shimano (Япония) и SRAM (США) – это не просто лидеры в производстве велосипедного оборудования. За редкими исключениями это вообще единственные компании, которые могут гарантировать хорошее сочетание качества и надежности работы своих деталей.

Именно поэтому для начала нужно убедиться хотя бы в том, что оборудование вашего нового велосипеда произведено этими компаниями – в будущем это может избавить вас от множества проблем.


Усложним задачу: уровни оборудования

И SRAM, и Shimano выпускают обвес для разных целей, и его качество может очень сильно отличаться. В интернет-магазинах для простоты уровни оборудования разделяют на:

Продавцы делают это для того, чтобы не запутывать клиентов. На самом деле система уровней «обвеса» имеет далеко не три класса. Например, сегодня на рынке велосипедов можно встретить 9 различных уровней «обвеса» от Shimano и 8 уровней от SRAM. Это количество можно увеличить за счет снятых с производства моделей, которые до сих пор появляются в продаже на недорогих велосипедах.

Чем отличаются уровни навесного оборудования? Надежностью, качеством, весом и, конечно же, ценой. Зависимость простая и предельно ясная: чем дороже модель, тем выше ее качество.

Так, самые дешевые модели от Shimano – это Tourney, Altus и Acera. Причем Tourney и Altus на сегодняшний день уже не упоминаются в каталоге продукции на официальном сайте компании, но до сих пор встречаются на самых недорогих велосипедах. Аналоги от компании SRAM – это серии X.3 и X.4 (также не упоминаются на официальном сайте). Оборудование этих серий нормально выполняет свои функции, но при этом оно довольно-таки капризно. Хотя «обвес» начального уровня и предназначен для новичков, его первоначальная настройка и регулировка требует кое-какого опыта и может заставить попотеть даже знакомого с техникой человека.

Средний класс у Shimano представлен под именами Alivio и Deore. У SRAM – серией X.5 и X.7. На моделях этого уровня можно без забот откатать один-два сезона, не особенно заботясь об обслуживании узлов. Средний класс идеально подойдет для проселочных, грунтовых дорог, лесных тропинок и других неагрессивных условий. Кроме того, средний класс отлично показывает себя в повседневном использовании.

Профессиональный класс «обвеса» у Shimano – это бренды ZEE, SLX, Deore XT, Saint и XTR (в порядке возрастания цены). Особое отношение компании к этим уровням проявляется даже в оформлении каталога. Если при нажатии ссылки на Alivio или Deore мы видим просто фотографию и список моделей серии, то для топовых уровней Shimano выделяет целые сайты с отдельным дизайном, видеозаписями и прочей рекламой. Компания SRAM в качестве топового «обвеса» предлагает серии X.9, X.0, XX и XX1.

Такой «обвес» ценится за высокую надежность и за такое же высокое качество. Это оборудование способно выдерживать максимальные нагрузки и при этом идеально выполнять свои функции. С ним можно уверенно преодолевать сложные трассы с агрессивными условиями и не беспокоиться, что в дороге что-то сломается и задержит прохождение маршрута. Вот только стоит навесное оборудование профессионального уровня обычно дороже, чем целый неплохой велосипед.

Осознанная покупка – радость от поездок

Теперь вы кое-что знаете о том, как обстоят дела с оборудованием велосипеда, а это – уже половина дела. Но есть перед покупателем ещё одна непростая задачка: разобраться в том, чего он действительно хочет.

Если вы читали форумы, то для начала нужно выбросить из головы то, что вам насоветовали «форумные эксперты». Конечно, нельзя говорить абсолютно за всех обитателей велофорумов, но чаще всего они даже не пытаются разобраться в ваших запросах, а суть их советов сводится к одной мысли: «всё, что дешевле МОЕГО велосипеда – для неудачников». Такие люди дают вам советы, чтобы похвалиться своим велосипедом и своими знаниями, а не помочь вам в выборе.

Очистили мысли от ненужных советов? Тогда избавьтесь ещё и от собственных иллюзий. Глядя на новенькие велосипеды в магазине, каждый представляет себя экстремалом, который сражается с природой, преодолевает сложные трассы и перепрыгивает пропасти. Нет, не надо отказываться от своих мечтаний, но надо спросить себя: что я хочу получить от покупки велосипеда на самом деле? Как я буду его использовать? И ответить на эти вопросы честно.

Если вы поймете, что покупаете велосипед для того, чтобы иногда прокатиться по своему микрорайону, то зачем вам профессиональный «обвес»? Вполне достаточно будет оборудования начального уровня – просто попросите продавца сразу отрегулировать его, либо отвезите в ближайшую мастерскую. И вам с лихвой хватит такого «обвеса» на пару сезонов.

Ещё один важный вопрос: даже если вы часто катаетесь, готовы ли вы регулярно ухаживать за оборудованием, чистить его, смазывать после дождя и контролировать износ цепи?

Дело в том, что навесное оборудование профессионального уровня требует тщательного ухода. Да, оно безотказно в суровых испытаниях, но после них, будь добр – смажь, промой, почисти от песка и проверь всё до мельчайшей детали. Лень? Тогда растянутая и не замененная вовремя цепь за пару недель может безнадежно износить звездочки на ваших любимых передачах. Похожие неприятности может вызвать налипший песок, попавшая во втулки вода и т. д.

Если вы купили велосипед, чтобы «укатать» его до полного износа и поменять на новый, то лучше остановиться на начальном или среднем уровнях навесного оборудования. Согласитесь, ведь есть разница – выбросить в мусор кассету Shimano Acera за 8 евро, или испортить кассету SRAM XG за 175 евро?

Если вы точно уверены, что будете ездить на велосипеде каждый день и следить за его состоянием, то наилучшим выбором будет «обвес» среднего класса или тот, с которого начинается профессиональный уровень. Например, SRAM X.7 или X.9, Shimano Alivio или Deore. Такое оборудование не подведет и в повседневной езде (не даст вам опоздать на работу), и в загородных поездках по пересеченной местности.

Но определенно не стоит сразу «замахиваться» на самые дорогие уровни «обвеса», если вы не уверены, как сложатся ваши отношения с велосипедом. Навесное оборудование оттого и навесное, что его легко заменить. Если рама вас вполне устраивает, но вы хотите перейти на другой уровень оборудования, вы всегда сможете обновить его под стать своим нуждам, причем делать это можно постепенно.


И всё-таки, SRAM или Shimano?

Оставьте этот вопрос на совести «форумных бойцов». Пусть спорят дальше, но в этом споре в ближайшее время не будет стопроцентных победителей. И у SRAM, и у Shimano оборудование достойное, качественное и надежное. Более того, встречаются люди, которые спокойно комбинируют «обвес» от обоих производителей, и велосипеды от этого у них не взрываются.

Конечно, у Shimano и SRAM есть некоторые отличия, но вряд ли неопытный велосипедист сможет их заметить. Единственный способ решить для себя вопрос, кто лучше, только один – попробовать аналогичное оборудование обеих компаний лично. Но даже тогда обязательно найдется человек, который ни за что не согласится с вашим мнением.

Поэтому не тратьте время на бесполезные споры, а лучше лишний раз покатайтесь. Удовольствие нужно получать не от «обвеса» вашего велосипеда, а от его соответствия вашему стилю езды. Удачных покупок и приятных поездок!


К списку статей и обзоров