Велосипедные тормоза: виды, настройка, советы.

12.09.2013
Велосипедные тормоза: виды, настройка, советы.

Велосипедные тормоза: виды, настройка, советы.


Они спасают жизни и помогают выходить из самых сложных ситуаций. Нет, они – это не секретная спецслужба. Они – это тормоза на вашем велосипеде.

Мы извиняемся за такой пафос во вступительном слове, но все сказанные слова – правда. Тормоза – это «тихие герои», о которых мы вспоминаем, когда они отказывают. Если вы пользуетесь велосипедом, вы должны хорошо знать его систему торможения:

Подробно и по порядку с этими вопросами мы и начнем разбираться.


Типы тормозов

Выяснение вопроса, какие тормоза для велосипеда лучше – это одна из дисциплин вечного противостояния. К сожалению, большинство спорщиков никогда не пробовали альтернативный тип тормозов, поэтому их мнения обычно далеки от истины. Мы опишем самые распространенные типы тормозов велосипеда и постараемся дать им справедливую оценку.

Вам часто будет встречаться термин «модуляция». Он означает способность передавать усилие, с которым вы нажимаете ручку, на тормозной механизм. Пример плохой модуляции: вы чуть-чуть нажимаете тормозную ручку, а тормоза намертво блокируют колесо. Хорошая модуляция – это когда вы слегка нажимаете ручку, и тормоз слегка понижает вашу скорость, и чем сильнее вы нажимаете, тем сильнее он тормозит.


V-brake

Тормоза этой системы на сегодняшний день – самые распространенные. Они представляют собой два рычага, которые крепятся на раме или вилке немного ниже уровня обода. На этих рычагах закрепляются тормозные колодки, которые при торможении одновременно прижимаются к ободу. Сжатие рычагов происходит благодаря тросу, которым они соединены в верхней части (над колесом). Трос подведен к тормозной ручке на руле.

Тормозные колодки – это расходный материал. Их износ можно определить по канавкам – они предназначены для того, чтобы грязь не растиралась по ободу, а «выбрасывалась» через прорези. Когда колодка изнашивается – канавки становятся мельче и в конце полностью исчезают. Менять колодку нужно, когда канавки пропали или вот-вот пропадут.

В V-brake среднего и профессионального уровня используются картриджные колодки. Они состоят из металлической оправы, в которую вставляется сменная тормозная накладка. Такие колодки обладают повышенной надежностью, дольше изнашиваются и эффективнее тормозят.

Плюсы V-brake:

Минусы:


Дисковые тормоза

Эта система перекочевала на велосипеды с мотоциклетных колес. Тормозной диск крепится на втулку, а колодки направляет и удерживает калипер – устройство, закрепляющееся на раме или вилке.

Разделяют механические и гидравлические виды дисковых тормозов на велосипед. В механических тормозах усилие с тормозной ручки на колодки передается посредством троса.

В гидравлических тормозах функцию троса на себя берет гидролиния – трубка, заполненная тормозной жидкостью. В тормозной ручке находится управляющий цилиндр, а в калипере – силовые цилиндры. Управляющий цилиндр давит на жидкость, жидкость – на силовой цилиндр, который сжимает тормозные колодки.

Гидравлические тормоза бывают закрытого и открытого типа. У закрытого типа нет места для излишков жидкости. Например, в случае нагревания колодки могут сжиматься и тереть о диск. Открытый тип имеет расширительные бачки для жидкости, благодаря чему тормоза сами подстраиваются под износ колодок и внешние условия.

Плюсы дисковых тормозов:

Минусы:

Все эти минусы мало относятся к повседневной езде. Конечно, дисковую гидравлику действительно сложно обслуживать и ремонтировать, но в то же время она очень редко ломается. В основном обслуживание гидравлики заключается в своевременной замене тормозной жидкости. В зависимости от состава жидкости её нужно заменять, если она обесцветилась (минеральные масла имеют ярко красный цвет) или потемнела. Обычно замена требуется очень редко – реже, чем раз в два года.

Поэтому гидравлику можно с уверенностью назвать системой «Поставил и забыл», а вероятность поломки сразу двух гидравлических систем (на переднем и заднем колесах) стремится к нулю.

Какие дисковые тормоза для велосипеда лучше? Определенно гидравлические. Вопреки опасениям многих покупателей, тормозная жидкость не замерзает даже в сильный мороз. Но если вы уверены, что оба гидравлических тормоза сломаются в дальнем походе, то лучше выбирайте механику.


Прочие типы велосипедных тормозов

Существует и другие виды велосипедных тормозов, которые в Украине встречаются редко.

Например, роллерные тормоза полностью находятся во втулке колеса. Такой тормоз довольно надежен и не нуждается в настройках, не боится грязи. Его обслуживание обычно сводится к замене смазки. Но этот тип тормозов не выдерживает агрессивной езды и не годится для походного ремонта (требует разборки втулки), поэтому используется в основном на городских велосипедах повышенной комфортности.

С клещевыми тормозами мы знакомы еще по советским велосипедам – рычаги этих тормозов соединены между собой наподобие клещей. Тормоз крепится над колесом при помощи одного штифта. Из-за низкого веса клещевые тормоза часто встречаются на шоссейных велосипедах. В остальном эта система признана устаревшей – требует частой регулировки, а на дешевых моделях возникают проблемы с разбалтывающимся креплением.

Редкостью можно назвать и ободную гидравлику. Она также работает на гидролинии, но внешне похожа на V-brake. Эти тормоза так же неприхотливы, как и дисковые гидравлические. Особенно они ценятся у спортсменов за низкий вес и при этом большую силу торможения. Могут стать отличной заменой V-brake, если сможете найти ободную гидравлику в продаже.


Есть ли победители?

Описанные плюсы и минусы тормозов – довольно обобщенные. Ведь виды тормозов велосипеда могут иметь детали разного уровня, от которого во многом зависит надежность системы.

Дисковые тормоза или V-brake? Мы не станем выносить вердикт, потому что в большинстве случаев споры, какие тормоза лучше на велосипеде, не имеют никакого смысла. Дорогой дисковый тормоз лучше, чем дорогой V-brake. Но сочетание топового V-brake с керамическим ободом может заткнуть за пояс многие дисковые системы.

Если перед вами выбор – дешевые дисковые тормоза или V-brake среднего класса (или выше), то лучше выбрать ви-брейки, а дешевые диски оставить тем, кому важен крутой внешний вид.


Настройка тормозов

В отличие от гидравлических тормозов, дисковая механика и V-brake требуют регулярной настройки. Чем выше уровень деталей, тем реже нужно будет проводить регулировку. Эти виды тормозов на велосипед приходится настраивать из-за постепенного износа троса.


Настройка тормозов V-brake

Если тормоз срабатывает слабо, нужно укоротить трос. Возможно, проблему решит гайка-барашек, расположенная у тормозной ручки. Постепенно выкручивайте гайку, и трос станет короче.

Убрать трение колодок об обод можно, отрегулировав напряжение пружин на тормозных рычагах. Сперва убедитесь, что у вас нет восьмерки на колесе, иначе все настройки будут бесполезны. Регулировка проводится с помощью подстроечных винтов, расположенных в месте крепления тормозных рычагов к раме. Закручиваете – пружина оттягивает рычаг сильнее, откручиваете – слабее. Настройте пружины так, чтобы колодки были на одном расстоянии от обода.

Правильно настройте положение самих колодок на рычагах. Прижав рычаг к ободу, посмотрите, как прилегает к нему колодка. Она должна попадать в центр обода и не выступать за его пределы.

Чтобы перенастроить тормоза и оптимально подтянуть трос, нужно сделать следующее:

  1. До упора выкрутите гайку-барашек на тормозной ручке.

  2. Ослабьте зажим троса на тормозном рычаге.

  3. Рукой до упора прижмите тормозные рычаги к ободу, другой рукой натяните трос в зажиме.

  4. Затяните зажим троса. Колодки прижаты к ободу, хотя тормозная ручка отпущена – всё правильно.

  5. Постепенно вкручивайте обратно гайку-барашек – колодки начнут отходить от обода. Когда при минимальном зазоре между колодками и ободом полностью исчезнет трение, можно перестать закручивать гайку. Одновременно регулируйте пружины на тормозных рычагах, чтобы добиться равномерного отдаления колодок.

  6. Впоследствии, когда трос будет ослабляться и растягиваться, вам надолго хватит запаса подтяжки, который оставляет регулировочная гайка.


Настройка дисковых тормозов

Она обычно требует намного меньше манипуляций. Регулировать можно:

Если вы настроили все идеально, а колодки все равно трут, возможна деформация диска. Его можно выровнять, но лучше заменить: он уже утратил свою прочность и в скором времени снова испортится.

Мы не рекомендуем заниматься на дому обслуживанием гидравлических тормозов (прокачкой гидролинии, заменой тормозной жидкости и т. д.). Это требует большой аккуратности, специального инструмента и опыта. Хотя бы на первое обслуживание доверьте тормоза мастерской. Если вы при этом договоритесь, чтобы вам всё показали, то следующий раз вы справитесь самостоятельно.


Пара советов по торможению

Чтобы тормозить с максимальной эффективностью, нужно знать несколько тонкостей. Особенно эта информация поможет тем, кто не управлял другим транспортом, кроме велосипеда.

Колесо должно замедляться, а не заклиниваться. Не нужно жать тормозную ручку до упора. Заклинившее колесо – это потеря управляемости и большой шанс заноса. Именно поэтому в автомобилях стоит система антиблокировки колеса. Заблокированное колесо скользит, а не тормозит. Единственный вариант, когда нужно застопорить заднее колесо – это экстремальная ситуация, когда увести велосипед в занос и упасть на бок безопаснее, чем столкнуться с чем-то или сбить кого-то.

Перестаньте бояться переднего тормоза. «Будешь жать передний тормоз – упадешь через руль» - эти слова сидят в голове каждого новичка. Поэтому передний тормоз обычно не используется вообще. А зря: именно он лучше всего замедляет велосипед. Поначалу нужно просто приучить руку пользоваться передним тормозом – одним-двумя пальцами. Начинайте торможение задним тормозом и потом добавляйте усилие на передний – так вы не перелетите через руль.

Передним тормозом нужно пользоваться и при спуске. Задний тормоз в этом случае может сделать велосипед неуправляемым. Чтобы не перелететь через руль на склоне, нужно привстать с седла и сместить тело назад.

С приходом опыта и уверенности старайтесь постепенно переходить к торможению передним колесом, и сможете научиться почти мгновенно останавливать велосипед на месте. Верх такого мастерства – это трюк под названием «стоппи», когда велосипед останавливается в нужном месте, стоя на переднем колесе.


Зная возможности и особенности тормозов, вы значительно улучшите свое владение велосипедом не только в экстремальных условиях, но и в городской езде. Город – это во многом даже более требовательная к тормозам среда, чем леса и тропинки. Берегите себя и спасибо за внимание!


К списку статей и обзоров