Велосипедные вилки: виды, типы и особенности.

26.02.2014
Велосипедные вилки: виды, типы и особенности.

Мысли о велосипедных вилках обычно приходят уже после покупки велосипеда. Эти мысли приносят разочарование: еще вчера вы думали, что у вас шикарный велосипед, а сегодня вы узнаете, что одна из его главных частей – вилка – никуда не годится.

Как показывает опыт, большинство покупателей хочет, чтобы вилка на новом велосипеде была амортизационной. Оставим неискушенного в велосипедах человека один на один с выбором своего первого двухколесного «коня», и в 9 случаях из 10 он выберет велосипед с амортизационной вилкой, даже если ему предложить вариант с намного более качественным «обвесом», но с обычной жесткой вилкой.

Почему? Амортизатор внушительно смотрится, кажется прочным и надежным. В конце концов, это ведь амортизатор, и он должен поглощать все неровности и делать езду очень комфортной.

Все это так, но есть одна деталь, о которой новичок вряд ли задумывается. Далеко не всякая велосипедная вилка с амортизатором оправдывает свое название. В велосипедах среднего и нижнего ценового диапазона амортизаторы чаще всего выполняют чисто декоративную функцию. В народе их так и называют –  «макеты».

Вилка – это вопрос серьезный

Мы привыкли считать вилку неотъемлемой частью рамы велосипеда, поэтому недооцениваем ее важность как отдельной детали. Эту деталь можно снять и заменить, а иногда это просто необходимо, ведь вилки для велосипеда должны:

· Обеспечивать управление велосипедом.

· Надежно удерживать ось переднего колеса.

· Обеспечивать безопасность при езде. Ненадежная или неисправная вилка – верный способ упасть через руль.

· Выдерживать удары о препятствия, нагрузки при торможении.

· Амортизационная вилка должна гасить колебания и удары при езде по неровной местности, повышая управляемость велосипеда.

Как видите, велосипедные амортизационные вилки – это не менее важные части велосипеда, чем рама и колеса.

«Макет», или «родная» вилка

Так что же делать? Если вилка – это настолько важный узел, то нужно забыть о покупке недорогого велосипеда и копить на модели с профессиональными вилками? Вовсе нет, но даже при покупке велосипеда с вилкой-макетом лучше делать осознанный выбор.

Даже если велосипед стоит более 600-700$, его вилка, скорее всего, будет «декоративной». Но макет макету рознь. Вилки на велосипедах средней ценовой категории работают вполне удовлетворительно для новичков или не очень активных велосипедистов. Хуже дела обстоят на самых недорогих велосипедах – здесь можно встретить как откровенно бракованные вилки, так и произведенные неизвестно кем поделки.

Признаки вилки-макета:

· Недолговечность и низкое качество материалов и покрытий.

· Низкое качество сборки.

· Большой вес – до 2,5-3кг.

· Невозможность настройки. Даже если на вилке-макете есть регуляторы, они чаще всего не работают.

· Жесткость вилка может вообще не сжиматься, либо сжиматься слишком легко. После сжатия вилка может резко разжиматься и ударять в руки.

· Легко ржавеют, могут заклинивать, из них часто сочится масло для велосипедной вилки, к которому налипает грязь.

Альтернативой при покупке велосипеда может стать модель с жесткой вилкой. Она легче, прочнее и надежнее амортизатора-макета. Учитывая, что «макет» чаще всего вообще не умеет срабатывать на неровностях, особой разницы вы и не заметите.

С жесткими вилками чаще всего продаются городские, шоссейные и гибридные (полугорные) велосипеды.

В существовании «макетов» есть смысл: цены на полноценные вилки начинаются от 300-400$. Согласитесь, если бы не было «макетов», то велосипед с хоть каким-нибудь амортизатором был бы по карману не очень многим.

Поэтому воспринимайте вилку-макет как «тест-драйв» - велосипеды с такими вилками стоят недорого, но при этом дают минимальное представление о том, что такое амортизатор. Если вы станете активным велосипедистом, вы уже будете понимать, какая конструкция велосипедной вилки вам подходит – жесткая или амортизационная.

Жесткие вилки

Нередко велосипедисты, набравшись опыта, меняют вилки-макеты на жесткие вилки. Жесткие вилки обладают несколькими преимуществами:

· Небольшой вес жесткой вилки облегчает велосипед.

· Никакого обслуживания. Жесткую вилку не нужно смазывать, чистить, перебирать, подкачивать, регулировать и т. д.

· Хороший разгон и полная передача усилий ног с педалей к колесам.

· Низкая цена.

Недостатков у жестких вилок тоже хватает:

· Отсутствие амортизации. Это удары, которые через вилку и руль передаются от ухабов в руки ездока. На неровных поверхностях ухудшается управление. 

· Использование вилки на дорогах с множеством препятствий вредит здоровью кистей рук.

· Восьмерки на колесах из-за жесткости вилки появляются гораздо чаще.

· Риск испортить правильную посадку велосипедиста в случае с горными рамами, так как размеры велосипедных вилок разных типов могут отличаться. Решается тщательным выбором размера вилки.

Если вы купили горный велосипед, но понимаете, что ваши «места обитания» - это городские улицы с ровным покрытием, жесткая вилка полностью себя оправдает.

Если вилка-макет вышла из строя, а покупать дорогостоящую амортизационную вилку нет желания или возможности, то вилка велосипедная жесткая снова может выручить. Чего определенно не стоит делать, так это заменять один «макет» другим «макетом».

Амортизационные вилки

Для любителей загородных поездок, лесных тропинок и внедорожной езды жесткая вилка не подходит. И уж тем более она не годится для тех, кому по душе экстремальная езда вроде скоростных спусков и фрирайда. Для всех этих целей нужны амортизационные вилки.

У большинства амортизационных вилок телескопическая конструкция. Без лишних деталей устройство велосипедной вилки таково: в «штанах» (трубках большего диаметра) установлен амортизатор, в «штаны» входят меньшие трубки – «ноги» вилки, а на месте входа «ног» в «штаны» стоят манжеты, которые не дают грязи попасть внутрь.

Плюсы:

Управляемость и проходимость на неровной поверхности. Велосипед с амортизационной вилкой хорошо справляется с препятствиями, при этом он не теряет скорости и управляемости.

Комфорт вилка снижает ударную нагрузку на кисти рук, позвоночник велосипедиста. По тем же причинам продлевается срок службы рамы, рулевой колонки, подседельного штыря и других узлов.

Более эффективное и безопасное торможение. Амортизатор поглощает значительную часть инерции, особенно при использовании переднего тормоза.

Минусы:

Вес хорошей вилки меньше, чем у макета, но при этом остается достаточно большим.

На ровной поверхности и при езде в гору велосипед раскачивается – вилка поглощает часть усилий ног велосипедиста, и разгон требует больше энергии.

Неизбежный износ составных частей вилки. Детали требуют регулярного ухода: чистки, смазки, замены масла и т. д. Такая операция, как смазка велосипедной вилки, довольно сложна и требует некоторого опыта.

Ценанастоящая амортизационная вилка запросто может стоить в два раза дороже велосипеда среднего уровня.

Типы амортизаторов

Производители амортизационных вилок из года в год стараются удивить своих клиентов и как можно сильнее выделиться на фоне конкурентов. Благодаря этому сегодня существует огромный выбор вилок с самыми разными конструкциями и задачами.

Вилки различаются по десяткам параметров: ширине рулевого стакана, углу наклона, ходу амортизатора (чем он больше, тем большие препятствия «проглатывает» вилка), толщине «штанов». Но все это частные случаи, а мы расскажем о более существенных отличиях – типах амортизации в вилках.

Пружинные

Пружина – это самый простой и дешевый вариант амортизации. Такие вилки можно условно поделить на два типа:

Произведенные неизвестно кем. Стоят предельно дешево, отдельно в продаже не встречаются. У таких вилок нет названия, а если и есть, то в Интернете вы ничего о таком бренде не найдете. Ни о каком качестве не может быть и речи: ход сжатия у таких вилок в 2-3 раза меньше заявленного (например, 30мм вместо 80мм). Под упитанным велосипедистом вилка может выйти из строя даже на небольшом препятствии. Изнашиваются крайне быстро.

Брендовые вилки низшего класса чаще всего представлены производителями RST (РСТ) и Suntour (Сантур). Оставаясь «макетами», такие вилки более достойны доверия. Хотя они и не блещут амортизационными свойствами, но не грозят развалиться на ходу. Славятся слишком тугими пружинами, которые не хотят прогибаться даже под 100-килограммовым человеком. Несмотря на все свои недостатки, эти «макеты» довольно долго служат и вполне пригодны для ремонта и небольшого улучшения амортизации.

Пружинно-эластомерные

Эти вилки немного дороже и немного сложнее пружинных. К пружине добавился эластомер – стержень из полимера (бывает, что это – просто резинка). Этот стержень находится внутри пружины и замедляет ее при разжатии. Благодаря этому пружинно-эластомерная вилка не «выстреливает» в руки после сжатия. На этом типе вилок уже появляются кое-какие регуляторы:

· Preloadрегулировка велосипедной вилки по жесткости пружины. На дешевых вилках либо не работает, либо не приносит заметных изменений.

· LockOutпревращает амортизационную вилку в жесткую. Помогает при езде на ровной дороге, подъеме в гору. Требует осторожности – прыжок или наезд на препятствие в таком режиме могут испортить вилку или локаут.

Воздушные

С них начинаются серьезные «взрослые» вилки. Стоят от 300$ и выше. Вместо металлической пружины в вилке используется воздух в специальной камере, замедляет разжатие также воздух. «Воздушки» относительно мало весят и неплохо обрабатывают препятствия. Они равномерно сжимаются примерно до 70% хода, после чего сопротивление воздуха сильно увеличивается. Благодаря возможности подкачивать или спускать воздух, настройка велосипедной вилки получается очень гибкой.

Воздушная велосипедная вилка требует особого внимания к сальникам – их нужно часто чистить, чтобы не допустить попадания грязи внутрь. Если сальники требуют замены, нужно делать это как можно скорее. Затянувшийся ремонт велосипедной вилки может ее серьезно испортить.

Масляно-воздушные

Стоят воздушно масляные вилки от 400$. Это дальнейшее развитие «воздушек», где функцию демпфера (гасителя возвратного разжатия пружины) вместо воздуха выполняет масло. Свойства сжатия не отличаются от простых «воздушек», а наличие масла утяжеляет вилку.

При сжатии «ноги» вилки движутся вместе с поршнем. Масло проходит через крупные отверстия клапанов в поршне, но на обратном ходе вилки клапаны закрываются, и масло течет через небольшие отверстия. Это делает отскок вилки плавным и гладким.

Масляно-пружинные

Могут стоить от 300 и до 2-3 тысяч долларов. Как и в самых дешевых «макетах», здесь используется металлическая пружина, но по качеству настоящая пружинно масляная вилка на несколько порядков выше. Топовые вилки – это применение последних достижений конструкторов, идеально подогнанные детали и качественная сборка. Благодаря этому масляно-пружинная вилка:

· Обладает множеством настроек (регулировка хода, локаут на ходу, скорость отбоя, preload и др.).

· Выдерживает экстремальные нагрузки.

· Надежна и долговечна.

Основные минусы этих вилок – цена и большой вес.

Выбор велосипедной вилки

Мы не будем давать конкретного руководства по покупке вилки. Как и в других наших статьях, наша цель – не принять решение за читателя, а дать ему достаточно информации, чтобы он мог самостоятельно сделать выводы. Критерии выбора вилки – это простой порядок вопросов и условий, исходя из которых вы сможете правильно решить для себя вопрос с этой важной покупкой.

1. Определитесь с вашими целями. Как, для чего и где вы будете ездить на велосипеде?

Неторопливо ездите по городу, иногда заглядывая в парк? Можете спокойно ездить с «макетом», либо смело менять его на жесткую вилку.

Вы уже несколько раз выезжали (именно выезжали, а не собирались это сделать) за город – в леса, проселочные дороги и другую подобную местность, и вам понравилось? Тогда советуем присмотреться к воздушным вилкам начального уровня.

Катаете «по-серьезному» - гонки, экстрим, скоростные спуски и т. д.? Тогда вы и сами знаете, какая вилка вам нужна.

2. Соотнесите ваши цели с типом и уровнем вашего велосипеда. Возможно, вам нужно заменить не вилку, а сам велосипед?

Простой пример: Если вы не просто ездите по городу, а хотите большой скорости, вам лучше купить шоссейный велосипед или гибрид, а не задумываться о жесткой вилке для «горника».

Еще пример: К хорошей вилке – хороший «обвес». Нелепо ставить вилку за 500$ на недорогой велосипед с тяжелой стальной рамой и «обвесом» низшего уровня. Вилка-то будет работать безупречно, а вот остальные узлы такого велосипеда вряд ли позволят вам использовать новый амортизатор в полной мере.

3. Наконец, оцените возможности своего бюджета. Что вы можете или хотите себе позволить? Можете ли вы добавить еще немного?

Как мы уже говорили, замена велосипедной вилки не должна выливаться в замену одного «макета» другим. Уж лучше подкопить или добавить денег до хорошей вилки. И не забывайте, что скупой платит дважды.

На этом мы закончим обзор велосипедных вилок. Конечно, это далеко не вся информация об этом важном узле велосипеда, но нельзя же изучать тонкости вилок без общих знаний. Желаем вам попутного ветра и дороги, подходящей для вашей вилки


К списку статей и обзоров